На главную страницу

Александра Лагойская

Александра Лагойская дизайнер, культуролог, педагог

 

 

 

 

 

Суть искусства заключается не в виртуозном владении техническими приемами, а в генерации новых идей, поиске новых решений, в конце концов, новой манере письма и новых материалов.

 

 

 

 

 

Абстракционизм определил цель художественного произведения не как воссоздание на холсте реальности в том виде, в каком ее воспринимает человеческий глаз, а как выражение живописными средствами эмоционально-чувственных и интеллектуально-художественных концепций художника.

 

Абстрактная живопись Европы и мраморирование (эбру) Востока: точки соприкосновения

 

Абстрактное искусство, или Абстракционизм – авангардное направление в живописи, графике и скульптуре, возникшее в 1910-е годы в России, Германии, Франции, Голландии и ряде других европейских стран. Абстракционизм характеризуется беспредметностью, нефигуративностью, иными словами, отсутствием в художественном произведении изображения объектов реального мира.

 

Как я полюбила абстракционизм

Я полюбила абстракционизм в возрасте тинэйджера в 70-е годы прошлого века. Мне случайно в руки попал редкий и очень модный в СССР журнал «Америка». Там была статья о русском авангарде. Именно оттуда я впервые узнала о его существовании и увидела первые абстрактные картины, которые даже в репродукциях сразили меня полностью.

В те времена русский абстракционизм пылился по запасникам музеев, на чердаках дач,  висел по стенам частных квартир и не стоил в СССР в денежном эквиваленте практически ничего. Более того, хранить его было небезопасно. Это, мягко говоря, не одобрялось властями. А в рамках единственной и единой советской идеологии русского авангарда не существовало вовсе. В СССР ребенку из нехудожественной семьи увидеть абстрактную живопись было просто негде. Царство соцреализма и передвижников, казалось, было вечным и неколебимым.

Несмотря на нежный возраст, я была достаточно подкована по части живописи. Почти еженедельные походы в Третьяковскую галерею и Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, посещение искусствоведческих лекций при этих музеях давало достаточный объем знаний в области реалистического, предметного искусства, доминировавшего с эпохи Ренессанса вплоть до середины XIX века. И чем дольше я смотрела на репродукции картин, я всё больше и больше убеждалась во мнении, что в журнале «Америка» увидела совсем новую, неизведанную Вселенную, изображенную с помощью абстракции. В музеях и на лекциях мне никто ничего не объяснял про абстрактную живопись, но даже тинэйджеру было ясно, что это – живопись, созвучная 20 веку, духу времени. Там пульсировала таинственная жизнь, там всё летало и двигалось, либо молчало, застывши. Но как молчало!

Молчание молчанию рознь. Стало ясно, что выписанный Карлом Брюлловым бархат на платье некой дамы, которым так восхищался экскурсовод в Третьяковке – пустышка, молчащая потому, что сказать было нечего. И ничего за собой, кроме техники, не имеющая. Так в моём сознании и осталась эта картина «Портрет М.А. Бек с дочерью» (1840) и этот синий бархат, как квинтэссенция «красивой» прилизанности, абсолютной никчемности, скучности.

Суть искусства, по моему мнению, заключается не в виртуозном владении техническими приемами, а в генерации новых идей, поиске новых решений, в конце концов, новой манере письма и новых материалов.

Что мог поведать мне льстивый холодный портрет светской красотки в синем бархате Брюллова или мертвенно-застывшие, вылизанные до приторности леса Шишкина? Что нового могли сказать мне, ребенку эпохи хиппи и рок-музыки и космических полетов иллюстрации сюжетов из жизни двух-трехтысячелетней давности народов, живших в совсем иных, чем мы, исторических, экономических и географических условиях?

Абстрактное искусство пошло на радикальный разрыв с представлением, господствовавшим в европейском искусстве со времен Возрождения, т.е. с 14 века  до середины 19 века. Согласно этому представлению целью живописи является создание на двухмерной плоскости изображения, имитирующего видимую реальность и объекты внешнего мира. Абстракционизм же определил цель художественного произведения не как воссоздание на холсте реальности в том виде, в каком ее воспринимает человеческий глаз, а как выражение живописными средствами эмоционально-чувственных и интеллектуально-художественных концепций художника.

Абстрактная живопись, представляющая собой полную противоположность «бархату»,  пытается проникнуть в какие-то глубочайшие тайны, дойти до основ мироздания. Она говорит о том, что мир много сложнее, чем мы его видим, чем знали его ранее наши предки.

Иван Клюн

Иван Клюн. Композиция. 1920. Холст, масло.

Изображения взято с http://www.avangardism.ru

 

 

О силе воздействия работ из журнала «Америка» говорило то, что я мгновенно захотела заниматься живописью. И сняла висевшее у моего подъезда в раме под стеклом ЖЭКовское объявление, выбросила само объявление, а на картонной основе нарисовала свое первое произведение – копию супрематической работы Ивана Клюна 1920 года, увиденную в журнале «Америка». Я поместила её обратно в раму под стекло, и эта небольшая работа долго висела у меня в комнате. К моему сожалению, в ходе нескольких переездов она была потеряна.

Родители, вняв моей неожиданной для них просьбе, записали меня в ближайшее соответствующее заведение – в изостудию «Юный художник» во Дворце пионеров на Ленинских горах (Москва). Я не могла дождаться первого занятия. Но когда я пришла в изостудию, я обнаружила там всё тоже унылое передвижничество, облезлые пейзажи с соснами-березками и веселые картинки про моё счастливое пионерское детство. Со своей любовью-навеки к абстракции я туда не  вписывалась. И через непродолжительное время оставила студию.

 

   

© Александра Лагойская, Студия "Эбру-арт", Москва 2015

Абстракция и эбру 2

Абстракция и эбру 3