На главную страницу

Александра Лагойская

Александра Лагойская дизайнер, культуролог, педагог

 

Реалистическая и академическая живопись тоталитарны, так как там изначально присутствует гегемония автора и давление традиционных устоев.

 

 

В абстракции не существует никакого авторского утверждения, навязывания, никаких формулировок и идеологии.

 

Абстрактная живопись Европы и мраморирование (эбру) Востока: точки соприкосновения

Несколько слов о теории абстрактного искусства

В большинстве своем зритель признаёт картины интересными только лишь потому, что находит в них что-то знакомое и узнаваемое. Он находит эти сходства и называет их: стол, дерево, дом, человек. Потом связывает узнанные вещи между собой и выстраивает сюжет. В итоге получается как в ТВ-сериале для домохозяек: «Всё, как в жизни!». В реалистической живописи краски на холсте запускают обычные для большинства людей реакции. За этими реакциями лежит исторический объём, устоявшиеся догмы, авторитеты, традиции. Поэтому можно сказать, что и реалистическая, и академическая живопись тоталитарна, так как там изначально присутствует гегемония автора и давление традиционных устоев.

В абстракции взаимодействие картина-зритель намного сложнее. К этому нужно быть готовым. Я сформировала курс из нескольких лекций и одного практического занятия «Абстрактная живопись. Создать свой шедевр». Каждую первую лекцию я слышу от некоторых неподготовленных слушателей восклицание «Я так тоже могу!». После лекций, на которых слушатель знакомится с творчеством художников-абстракционистов и с произведениями абстрактной живописи, на практическом занятии выясняется, что они просто не в силах написать достаточно интересную работу. Вот тут-то и возникает понимание, что абстрактная живопись  - штука сложная и плохо понимаемая малоподготовленным зрителем.

Тут нет сюжета, здесь невозможно найти ничего конкретного. Здесь в чистом виде эмоции выражаются цветом, а движение линиями. Кажется, что художник дошел до основ материи, до основ Вселенной, и у него уже есть «Всеобщая Теория», которая пока не существует и над созданием которой работают ученые всего мира.

Но иногда абстрактные картины всё же показывают как бы некую среду или пейзажи, которые не существуют, но они создают впечатление, что такая среда и такие пейзажи могли бы существовать. Их никто никогда не видел это как параллельный мир. Эта таинственность и неизведанность завораживает, возбуждает и притягивает. Зритель получает доступ к тому, что богаче и живее окружающего мира, что находится вне видимой глазом реальности.

Абстрактная картина настолько неоднозначна, что каждый раз, возвращаясь к ней, мы можем находить и открывать что-то новое в зависимости от нашего настроения и самоощущения, от освещения и времени суток.

В абстракции не существует никакого авторского утверждения, навязывания, никаких формулировок и идеологии. Художник не нравоучительствует, а как бы говорит зрителю «Пойдем со мной, летим со мной, летим! Я покажу тебе удивительный мир». И зритель будет видеть то, что его личное воспитание и образование, надежды и страхи, весь его внутренний мир дают ему видеть. Абстракция делает человека полностью свободным. Абстракцияэто путь, средство увидеть невидимое или непознанное.

Абстрактное искусство не однородно, оно состоит из различных течений и является конгломератом художественных направлений, которые рождались в разное время и развивались каждый по своим законам. Всех их объединяет одно - они беспредметные, не фигуративные.

Первая акварель

«Первая абстрактная акварель» 1910 г. Чернила, бумага, акварель. 49,6 x 64,8 см.
Государственный музей современного искусства в Центре культуры Жоржа Помпиду, Париж

 

© Александра Лагойская, Студия "Эбру-арт", Москва 2015

 

Абстракция и эбру 1

Абстракция и эбру 3