На главную страницу

Александра Лагойская дизайнер, культуролог, педагог

 

 

 

 

Все эти разнообразные методы объединяла идея непреднамеренного творческого акта без участия сознания.

 

Абстрактная живопись Европы и мраморирование (эбру) Востока: точки соприкосновения . Часть 3

 

Искусство плавающих красок

Искусство плавающих красок - создание рисунка на поверхности воды или гелеобразной жидкости специальными красками с последующим переносом рисунка на бумагу, ткань или любую другую поверхность

Приняв от проекта «Эбру-Арт» приглашение провести курсы лекций по абстрактному искусству и теории композиции, я открыла совершенно новый для себя вид дизайнерского декорирования – искусство эбру. (турецкое название), или как его называют в западноевропейской традиции, марблинг (от англ. marble – мрамор), а в русскоязычных источниках - мраморирование. Я специализируюсь исключительно на западном искусстве и не подозревала о существовании эбру. Но, как человек, склонный к изучению соприкасающихся со мной явлений, перед курсом своих занятий в «Эбру-Арт» решила изучить и саму технику, и историю эбру. И обнаружила необычные вещи. Мне показалось, что древняя азиатская, восточная техника «плавающих красок» созвучна абстрактной западной живописи.

Если кратко рассмотреть историю «плавающих красок», то она будет выглядеть так.

Самое первое упоминание, которое может относиться к произведению, созданному на воде, находится в компиляции под названием «Четыре драгоценности исследования ученого», 文房四谱. Компиляция была составлена императорским чиновником-ученым Су И Цзянь (957-995 гг. н.э.) и увидела свет в Китае в 986 г.н.э.

В Японии мраморирование имеет собственное название – суминагаши, плавающие краски, 墨流し.

Суминагаши

Две страницы со стихами поэта Осикоти-но Мицунэ, 凡河内 躬恒.  Из копии сборника "Тридцать шесть бессмертных поэтов", Сандзюроккасен, 三十六歌仙.

Фото из Википедии

 

На сегодняшний день самый старый известный пример марблинга в Японии можно найти в сборнике поэзии «Тридцать шесть бессмертных поэтов», 三十六歌仙. Эта многотомная рукопись была подарена отрекшемуся, но фактически правившему страной императору Сиракава на его 60-летие в 1118 г.г.э.

Тексты были нанесены поверх искусно декорированных марблингом листов бумаги, которые были собраны в альбомы или представляли собой отдельные горизонтальные свитки. Сейчас сборник хранится в Западном Храме Изначального Обета, Хонган-дзи,  西本願寺, в Киото.

Суминагаши XII в.

Один из листов веерообразных альбомов ««Сутры белого лотоса высшего учения»»,  12 век н.э.

Хранится в буддийском храме Ситэнно-дзи, 四天王寺, в г.Осака. Фото из Википедии

 

Есть три версии происхождения мраморирования в Японии. Оно могло быть образовано от ранней формы гадания при помощи капания туши в воду. Другая версия состоит в том, что техника выросла из формы популярных в 12 веке развлечений, при котором рисунок тушью на бумаге погружали в воду, и тушь медленно переходила с бумаги в воду, образуя интересные и необычные изображения. Третья версия – это вероятность заимствования японцами китайской техники мраморирования.

 

Стих из Корана

 

Каллиграфическая панель со стихом из Корана (14:7). Датировка: после 16-го века н.э. Фото из Википедии

Позже, примерно в 15 веке плвающие краски обнаруживаются в Центральной Азии и исламском мире. Центрами зарождения мраморирования на Востоке считаются город Герат (современный Афганистан), города Самарканд и Бухара (современный Узбекистан). Далее искусство «плавающих красок» развивалось со своими местными особенностями в Сефевидской Персии, Османской Турции, в государстве Великих Моголов и некоторых султанатах Индии. Связан ли этот метод каким-то образом с более ранними китайскими или японскими методами - на сегодняшний момент точно не известно.

С Ближнего Востока мраморирование попадает в Европу в 17 веке. Именно тогда европейские путешественники привезли из этого региона некоторое количество работ в технике мраморирования. Позже они были собраны в альбомы "Белые друзья" (alba amicorum – лат.). Когда техника изготовления бумаги стала известна в Европе, мраморирование превратилось в популярный декор для обложек книг. А позже европейцы украшали узорами под мрамор чемоданы, сундуки, ящики, книжные полки.

Школа искусств 1750г

Лоток и инструменты для марблинга. Иллюстрация из книги "Школа искусств" (1750 г.) в репродукции  Джозефа Зейхнсдорфа (1890). Фото из Википедии

Мраморирование стало особенно популярным в 19 веке после того, как английский ремесленник Чарльз Вулноу опубликовал в 1853 г. книгу «Искусство мраморирования». В ней Вулноу описывает, как он использовал эту технику при создании тканевой обложки книги. Эта необычная книга была выставлена ранее на Первой Международной Промышленной выставке в Лондоне в 1851 году в знаменитом Хрустальном дворце.

Дальнейшему развитию этого вида искусства способствовал Йозеф Халфер, переплетчик немецкого происхождения, живший в Будакеси, Венгрия. Он открыл способность к консервации у природного гелеобразователя каррагинана, получаемого из красных морских водорослей Chondrus crispus.

Иллюстрации Дени Дидро

Иллюстрации из  L'Encyclopedie Дени Дидро и Жана Ле Ронд д'Аламбер. Vol. IV p. 275-6 (1768). Фото из Википедии

Переплёт Чарльза Диккенса

        

Переплет книг Чарльза Диккенса  «Николас Никльби», издание Chapman and Hall, Лондон,  1839 г. и  «Домби и сын», издание  Bradbury and Evans, Лондон, 1848 г.

 

Европейская абстракция и искусство плавающих красок – схожесть и различие

 

  

Оскар Домингос. Без названия. 1936. Бумага, тушь.          

Изображение взято с  http://www.moma.org       

 

Если вспоминать некоторые европейские абстрактные техники, можно привести примеры схожести абстракций и мраморированных.

Декалькомания. Метод, придуманный в в 1936 году сюрреалистом Оскаром Домингесом. Некоторые работы, выполненные в этой технике (получение непредсказуемых цветовых пятен раздавливанием краски между двумя листами бумаги), наводят на мысль о мраморировании.

  

Вольфганг Паален. Закопченая живопись. 1938.  Масло, холст, пламя свечи и копоть.

Изображение взято с https://mnaves.wordpress.com

Фумадж. Сюрреалист Вольфганг Паален в 1938 году предложил метод нанесения на холст или бумагу пятен с помощью копоти от пламени свечи (от фр. Fume — копченый).

Кулаж. Онслоу Форд Гордон придумал способ создания объемных объектов путем вливания расплавленных материалов, таких как воск, металл или шоколад, в холодную воду, в результате чего образовывались геометрические необычные структуры случайных форм. (от фр. Couler – наливать, лить.)

Джексон ПоллокДжексон Поллок

Джексон Поллок в процессе работы.1948 г. Джексон Поллок. Номер 1 (Лавандовая дымка). Деталь. 1950. Холст, масло. Изображение взято с https://ru.wikipedia.org/wiki/

«Живопись действия» - художественная техника, придуманная в конце 1940-х гг Джексоном Поллоком, американским художником, идеологом и лидером абстрактного экспрессионизма, оказавшим значительное влияние на искусство второй половины XX века. Суть техники заключается в том, что вместо нанесения традиционными способами краска наливается, разбрызгивается, бросается на горизонтально лежащий холст.

Все эти методы объединяла идея непреднамеренного творческого акта без участия сознания. Что в целом похоже на техники живописи на воде, где художник не может точно прогнозировать, какой результат получится.

Де Кунинг         

Виллем де Кунинг.                                        

Два дерева на Мэри-стрит… Аминь (1970)

Изображения взято с http://www.qagoma.qld.gov.au

 

Сисели Браун            

Сэсели Браун. Из породы беглецов (2000). Изображение взято с https://thelonelyonedotnet.wordpress.com

Изображения, созданные в старинной технике мраморирования, имеют значительное внешнее сходство с работами таких видных абстрактных экспрессионистов второй половины ХХ века, как Виллем де Кунинг и Сэсели Браун.

Беатрис Мильязеш

Беатриз Мильязеш. Сахар. 2008.

Изображение взято с   http://artshi.ru

Молодая бразильянка Беатриз Мильязеш создает яркую декоративную живопись и коллажи в духе эбру.

Стерлинг Руби

Стерлинг Руби

Изображения  взято с http://artobserved.com

Определённая близость к работам, созданным на воде, заметна и в сделанных при помощью пульверизатора абстрактных картинах Стерлинга Руби.

Лидия Мастеркова

Лидия Мастеркова. 1962 , графика, 64х83 см.

Изображения  взято с http://www.art4.ru

А это работа, в которой можно увидеть схожесть с эбру, знаменитой русской художницы-нонконформистки, представительницы «Лианозовсой группы» Лидии Мастерковой.

Разумеется, существует и различие. Мраморирование, в отличие от абстрактной живописи, родился как чисто декораторское искусство. Но, со временем, развиваясь и меняясь, мраморирование получило в Европе, США и Турции другое звучание. Помимо традиционного чисто декораторского применения в современном художественном сообществе техники живописи на воде позиционируются как одна из разновидностей живописной, чаще абстрактной, техники, а также как элемент коллажа. Таким образом, сфера применения «плавающих красок» значительно расширилась.

Бурхан Эрсан Бурхан Эрсан

1) Бурхан Эрсан. Tuval Üzerine Özgün Çalışma. 2012. 70 x 50 2) Бурхан Эрсан. Без названия. 2005. 69 x 100 см cm Изображения взяты с http://www.burhanersan.com .

Примером слияния двух культур – западной и восточной, может служить творчество одного из самых ярких современных представителей Эбру - ренг-и-су Бурхана Эрсана (Турция). Я бы отнесла его работы по форме и по духу к абстрактной западноевропейской живописи. Недаром Бурхан называет своими вдохновителями Кандинского и Поллока.

В работах Бурхана тем и сюжетов, а есть накопленная и сжатая энергия автора. Эта энергия не содержит какого-то конкретного послания. Его абстракции могут служить обновлению чувств людей, развитию их абстрактного мышления, дают возможность уловить ощущение единства человека со Вселенной.

Бурхан не пытается с помощью искусства брать на себя миссию обучения или воспитания людей. А уж тем более заниматься чистым украшательством, декорированием. Его работы – это Живопись, выполненная в новой, не традиционной технике.

Возросший в последнее время интерес к живописи на воде в европейских странах, смешение восточной древней техники с европейским менталитетом привело к тому, что эти техники теперь используются при создании именно живописных картин. В большинстве случаев это абстрактные работы, но встречается и фигуративная живопись.

Истории развития мраморирования и абстракции свидетельствуют о близости западноевропейского и восточного искусства. Опираясь на очень разные идеи, разные исходные предпосылки и имея непохожую историю, западное и восточное направления абстрактного искусства сегодня сближаются и переплетаются, ещё раз подчёркивая мысль о глобализации художественного процесса и усилении взаимовлияния культур в современном мире.

 

 

© Александра Лагойская, Студия "Эбру-арт", Москва 2015

 

Абстракция и эбру 1

Абстракция и эбру 2